В мире жесткой конкуренции можно быть на плаву только благодаря грамотному управлению продажами. Какие инструменты для этого существуют? Рассмотрим, что такое воронка продаж – примеры с детальной рекомендацией, как применять. В этой статье мало теории, но много практики. С помощью которой, многие собственники бизнеса уже увеличивают свою прибыль.
Содержание
Что такое воронка продаж и как она работает на примерах
Воронка продаж – примеры из разных сфер бизнеса
Воронка продаж мертва, если у Вас такие же ошибки
Как использовать воронку продаж для увеличения прибыли – пример
Есть ли жизнь на том конце воронки?
Что такое воронка продаж и как она работает на примерах
Простыми словами – воронка продаж – это путь клиента от первой заинтересованности до итоговой сделки, которая принесет доход, выраженный в цифрах. К счастью, все больше собственников и руководителей понимают, есть цифры – есть управление бизнесом.
Как можно управлять тем, что нельзя оцифровать? Цифры дают уверенность в завтрашнем дне: было-стало. А в промежутке план действий со сроками и исполнителями. Четко, ясно и конролируемо.
Воронка продаж это и есть цифры, статистика и инструмент для управления продажами. По мнению экспертов, анализируя и увеличивая каждый показатель на каждом этапе можно добиться повышение прибыли от 30% минимум.
Ведь можно потратить огромный бюджет на рекламу. Привлечь клиентов, обеспечив входящий поток менеджерам по продажам. Но на этапе общения с менеджерами – может произойти утечка. Большой процент клиентов отсеивается из-за некорректной работы одного из продавцов, например. Соответственно, инвестиции в рекламу не окупятся, так, как ожидалось и хотелось.
Не имея воронки продаж, можно вилами на воде гадать, почему так мало клиентов дошли до продажи, ведь вОн такой бюджет на рекламу израсходован! Обладая пониманием, для чего нужна воронка продаж, и какую пользу можно извлечь из цифр, можно быстро и точно определить место потерь.
Разберемся подробнее, на примерах, как работает воронка продаж.
Воронка продаж – примеры из разных сфер бизнеса
Для наглядности привожу примеры воронок продаж из разных сфер бизнеса
Пример 1
Открылся новый медицинский центр. При открытии – акция – бесплатный развернутый анализ крови. Дали рекламу.
1 этап – узнали 1000 человек;
2 этап – позвонили, уточнили 500 человек;
3 этап – сдали кровь и узнали цены на остальные услуги, оставили контакты – 200 человек;
4 этап – сразу записались на прием к врачу – 50 человек. Конверсия 5%.
В данном случае, конверсия достаточна высока, так как применился маркетинговый ход, лид-магнит. Бесплатная услуга, которая завлекла в медицинский центр пациентов.
Пример 2
Все, наверное, видели на улице людей, раздающих флаеры или визитки. Возьмем для примера компанию по изготовлению дверей.
1 этап – раздали 1000 флаеров или визиток;
2 этап – позвонили в компанию 100 человек;
3 этап – пришли в торговую точку посмотрели на двери 30 человек;
4 этап – заказали и оплатили 15 человек.
Конверсия (подробно о конверсии можно почитать отдельно) данной воронки будет (15/1000)*100=1,5%
Пример 3
Салон красоты. Собственница дала объявление в социальных сетях.
1 этап – кликнуло по объявлению – 800 человек
2 этап – оставили свои е-мейлы и телефоны – 350 (каналы коммуникации разделяются и уже можно сравнивать, какая конверсия будет выше)
3 этап – при совершении звонков – были приглашены в салон – 200 клиентов
4 этап – записались повторно 150 клиентов
5 этап – остались постоянными клиентами и пользуются более 1 услуги – 50 человек
Конверсия будет 6,25%
Скажу сразу, цифры у каждого бизнеса будут свои. Этапов тоже может быть разное количество. Примеры приведены для общего понимания, что такое воронка продаж. Конверсии также будут различны. Не корректно сравнивать конверсии по салону в бьюти индустрии и сфере недвижимости.
Далее нужно понимать, что делать с этой конверсией. Расчет прост (если не вдаваться в подробности САС) – доход от клиентов / сумму инвестиций в рекламу. 3 рубля полученные от клиента на 1 рубль, потраченный на рекламу
При значении 3/1 – 4/1 – реклама окупилась. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли Вы получите. Если ниже 3/1, то есть риск «слить бюджет» не добившись долговременного результата. В таком случае пересматривается таргетинговая стратегия.
Вот уже есть воронка, конверсия и общее понимание, и даже начали работать по-новому. А дальше что?
Воронка продаж мертва, если у Вас такие же ошибки
Воронка продаж – примеры ошибок. Разберем основные из них.
Ошибки
- Отсутствие воронки как инструмента. Теоретически она есть, клиенты откуда-то приходят и что-то покупают. Просто она стихийная, как будет, так и ладно.
- Понимание есть и воронка продаж тоже, но она используется только для статистики (создается план продаж) и для мотивации менеджеров (рассчитывается KPI).
- Не принимаются меры на всех этапах воронки.
- Воронка заканчивается продажей. Продали товар или услугу и клиент ушел навсегда.
- Воронка одна, общая.
Возможно, Вам будет интересен материал по мотивации – как рассчитать KPI, как замотивировать без денег.
Как надо
Про воронку продаж все слышали, и уже многие стали пользоваться. Исходя из этих ошибок рекомендации успешных бизнесменов.
- Вести воронку продаж надо для понимания эффективности своего бизнеса, использовать этот инструмент как управленческий рычаг. При помощи воронки можно спрогнозировать свою прибыль, построить план продаж и стратегию развития, маркетинговую активность.
- Плотно работать с цифрами конверсий первого и последнего этапа. Анализировать, улучшать, пробовать новый подход, менять скрипты холодных звонков.
- Улучшать отношения с клиентами на каждом этапе.
- Собирать клиентов, которые отсеялись на этапах, и подключить автоворонку.
- Дошли до ЛПР – но не удалось назначить встречу;
- На встрече – не удалось совершить сделку.
- Спланировать и реализовать воронку допродаж или постпродажного сопровождения:
- Отзывы;
- Поддержание контакта;
- Последующее обращение в Вашу компанию.
- Воронок должно быть много. По каждому каналу привлечения, по каждому сейлз-менеджеру.
Теперь разберем, как построить воронку продаж…
Как построить воронку продаж
Воронка продаж должна быть не только в голове, но и на бумаге. Построим воронку продаж на примере холодного звонка (подробнее о тактике ведения холодных звонков)
«Пляшем» от этапов:
- Телефонные переговоры с секретарем
- Переговоры с ЛПР – выяснение начальных потребностей – Назначение встречи
- Встреча с клиентом. Презентация, работа с возражениями, продажа
- Выставление счета
- Оплата счета – поступление денег на счет компании.
Воронка продаж для менеджера по продажам будет иметь другие этапы, более детальные. Воронка продаж по всем продажам в организации, общая картинка, также будет отличаться. Так как будут включены этапы маркетинговой активности.
Для начала просто «набросайте» на бумагу типичные этапы для Вашего бизнеса. Потом оцифруйте их. Хорошо, если у Вас бизнес автоматизирован, то можно сделать выгрузку из ПО, CRM.
(по теме можно почитать: Как автоматизировать процессы малого бизнеса, что такое CRM, CRM для малого бизнеса)
Если не автоматизирован, то можно построить в формате Excel. И не важно, как она будет выглядеть главное получить визуальное представление о результативности этапов. Тут важна не красота или стиль, и не перфекционизм, а понимание сути инструмента.
А если Вы это делаете первый раз, то планировать можно и с обратной стороны воронки. Например, задайте себе вопрос:
– Сколько планируете заработать в месяц? В начале пути достаточно указать разряд цифр. На этом, первом этапе, точность не так важна.
– Чтобы заработать 100 тыс. рублей, сколько нужно товаров или услуг продать?
– сколько холодных звонков должно быть сделано, чтобы привлечь такое количество клиентов, которые принесут доход в 100 тыс. рублей?
– какой должен быть входящий поток всех клиентов?
А дальше самый главный вопрос:
– что нужно сделать для того, чтобы обеспечить достаточное количество клиентов.
Для первого планирования воронки продаж этих вопросов достаточно. Потом, исходя из своего опыта, будете корректировать и «переворачивать» воронку привычным образом.
Возможно, вам будет интересно почитать по теме управления бизнесом – планирование и приоритеты – тайм-менеджмент для руководителя.
Как использовать воронку продаж для увеличения прибыли – пример
Одного понимания и одних цифр мало. Воронка продаж нужна, прежде всего, как инструмент управления. На мой взгляд, это первый помощник в деле продвижения бизнеса к благополучию и успеху.
Этот инструмент должен быть живой и подвижный, постоянно пересчитываться. По данным воронки нужно постоянно экспериментировать и искать лучшие цифры. Одного рецепта или плана, к сожалению, нет. Каждый бизнесмен выстраивает свой план и путь, исходя из своей сферы деятельности.
Как работать с воронкой? Берите цифры каждого этапа, высчитывайте конверсию. Это нужно для того, чтобы на выходе было легче сравнивать результативность.
Например, между 1 и 2 этапом – конверсия 222/3333*100=6,6%. Задайте себе вопрос, что можно улучшить на этапе «посмотрели рекламу»? Формат самого объявления, текст или картинку. Возможно, поменять площадку.
Конверсия на 2 этапе 11/222*100=4,9%. Что нужно сделать, чтобы увеличить и эти данные. Уделить повышенное внимание менеджерам по продажам, технике продаж, скриптам.
Возможно, будет интересен рекомендуемый список книг для менеджеров по продажам, а также что же должен уметь опытный специалист по продажам.
Выяснить, где провисает и у кого? Для того чтобы узнать у кого, у каждого менеджера по продажам должна быть своя воронка. Данные из которой можно также «препарировать» и улучшать каждый этап в продаже.
И наконец, на 3 этапе – конверсия 27,2%. На 3 этапе можно уделить внимание самой презентации продукта, работе с возражениями.
Детально прорабатывая каждый этап, а не всю воронку, Вы точечно определите, где есть возможные провалы. А уж итоговая конверсия (она считается между первым и последним этапом) точно подпрыгнет вверх.
В итоге, получается, что управляя продажами с помощью цифр воронки, можно поднять результативность и прибыльность бизнеса.
Рассмотрим, что делать, если общая конверсия низкая…
Есть ли жизнь на том конце воронки?
Бывает так, что с узкой стороны воронки, действительно, капает по капле. И цифры не утешительные. Кроме общего детального анализа между этапами и составления плана действий, можно предложить такой выход.
Не оставляйте клиента и не забывайте после сделки или покупки. Настройте автоматическую воронку после завершения контакта, это возможно и очень удобно в системе CRM.
- Попросите у клиента отзыва о компании, об услуге, о продукте. Если ему некогда, предложите свой шаблон отзыва. Помогите ему написать не дежурные фразы «Все отлично! Буду обращаться». А те слова, которые помогут новым клиентам Вас найти среди других конкурентов. (Почитать, как победить в конкурентной борьбе можно в отдельной статье)
- Если есть возможность допродажи вспомогательных услуг или продуктов рассылайте коммерческие предложения по е-мейл.
- Настройте смс-оповещения об акциях, это тоже можно сделать в CRM
Используйте не одну воронку для всего бизнеса. Их должно быть много:
- У менеджеров по продажам
- Для каждого канала привлечения
- У каждого направления в бизнесе (или услуги), категории товара.
- В каждой точке, если бизнес масштабирован
- У каждого нового проекта. Например, есть решение расширять линейку продуктов, или ввести новую услугу.
Тестируйте, и тогда из маленьких ручейков, побежит бурная река прибыли.
Понимание того, что воронка продаж, какие примеры из бизнеса не были бы приведены, у Вас будет своя особенная. Главное, чтобы она была всегда разной. Цифры всегда, месяц от месяца, менялись в лучшую сторону. Рост продаж при таком гибком подходе обеспечен! Экспериментируйте и добивайтесь успеха!
P.S. Для владельцев бизнеса, и для тех, кто хочет утроить мощность своего бизнеса: скачайте мою бесплатную книгу – Рестайлинг твоего бизнеса
С верой в Ваш успех, Светлана Васенович
P.S.S !!! Для любителей плагиата!!! Прежде чем копировать материалы с сайта Ген Успеха убедительно прошу прочитать информацию и хорошенько подумать!!! ©
[…] Маркетинговые активности (в том числе и воронка продаж) […]
[…] продажам, воронкам. Являюсь […]
[…] продажам, воронкам, саморазвитию и […]
[…] продажам, воронкам и «просто» […]