Методика 5 почему – это быстро, легко и продуктивно (7 примеров для доказательства)

Metodika-5-Pochemu

Как за 5 минут найти решение проблемы? Как работает методика 5 почему?

Описание 7 примеров быстрого и легкого, но продуктивного метода.  Поделюсь опытом тренера, как на каждом тренинге участники практиковались задавать вопросы и находили решения.

Содержание

Методика 5 почему — это гениально просто!

Примеры методики 5 почему:

  1. 5 почему в семье (в жизни)
  2. Пример 5 почему в психологии
  3. Методика 5 почему в торговле
  4. Пример 5 почему на производстве
  5. Сфера банковского обслуживания и пять почему
  6. Пример методики 5 почему в офисе
  7. Пять почему в онлайн-бизнесе

 

Методика 5 почему это гениально просто!

Не зря эта методика завоевала популярность. За простоту и легкость, а самое главное, что не надо никаких дополнительных инструментов или глубоких знаний. Только ручка и листок бумаги.

Используется для выявления настоящих причин существующего затруднения.  Считается, что настоящий ответ закрыт в слоях мелких проблем. И чтобы докопаться до истинного ответа, надо пройти 5 этапов, просто задавая вопрос «Почему».

Где применяется методика 5 почему?  В любой области, начиная от семьи, примеры ниже, и заканчивая самым серьезным производством. В школе, в институте, на работе, в бизнесе, в семье. Этот простой метод прояснения истинных причин очень любят в психологии, рекомендуется применять на стадии самоанализа.

Изобрел этот метод  Сакити  Тойода, создатель уникального концерна Тойота. Тойда является прародителем многих  полезных инструментов в системе управления качеством.  Даже считается, что этот легкий способ лег в основу систему Бережливого Производства (подробнее в статье про инструменты  Кайдзен). Многие более сложные методики идут рука об руку с этим простым методом, такие как диаграмма Исикавы (подробнее о примерах), или в Гемба (что это такое – читайте тут).

В этой статье на множестве примеров расскажу, как использовать  пять почему. Примеры подбирала специально из разных сфер жизни, чтобы понять, что этот инструмент эффективный и легкий.

На первые вопросы ответы «выскакивают» быстро, почти без раздумий. Чем дальше мы продвигаемся вглубь, тем больше пауза. Чем глубже вопрос, тем труднее давать ответ: надо подумать. И это раздумье всегда хорошо. Обычно это наталкивает на определенные шаги, которые нужно сделать.

И эти упрямые попытки задавать череду одинаковых вопросов позволяют докопаться до глубинных проблем. Или, как их называют в бережливом производстве, корневых причин.

5-Pochemu-primer

Если начать отвечать на первый вопрос, то ответ будет поверхностным и очень далеким от реальных событий. Рекомендуется не меньше 3-4, возможно даже больше 5.

Единственное, о чем не надо забывать, что вопросы должны приводить к конкретным и практическим результатам, а не к общему «запудриванию мозгов».

Примеры методики 5 Почему:

Это универсальный способ нахождения ответов на вопросы во многих сферах жизни. Чтобы продемонстрировать, подбирала примеры, как можно из диаметрально разных областей.

 1. 5 почему в семье (в жизни)

Все примеры построены по принципу:

  • Проблема
  • Вопросы
  • Решение

 Проблема. У жены без конца болит голова, и она отказывает мужу в супружеском долге.

  • Почему она отказывает мужу в супружеском долге? Потому что женщина устает на работе, а еще больше от домашней рутинной нагрузки.
  • Почему жена устает на работе, а еще больше от домашней рутинной нагрузки? Потому что дома ей никто не помогает.
  • Почему дома ей никто не помогает? Потому что не просит помочь.
  • Почему жена не просит помочь? Потому что думает, что мужчина сам догадается.
  • Почему она думает, что мужчина сам догадается? Потому что ей хочется, чтобы муж проявлял заботу.

Решение.

Поэтому, если поговорить с супругом спокойно, без истерик, и, возможно,  вместе позадавать вопросы. То эта семья избежит скандалов и конфликтов. Ведь нужно, всего лишь иногда спрашивать «Дорогая, чем тебе помочь?». Тогда будет и забота, и свободное время, и конечно, любовь. А жене в свою очередь, иногда делать усилие, и озвучивать свои желания. Ведь мужчина не может залезть ей в голову.

2. Пример 5 почему в психологии

Очень часто эта техника практикуется на стадии самоанализа. Ведь все мы развиваемся, разве не так. Пример, из собственного опыта, когда только начинала выступать на людях и осваивала тренерскую профессию, то очень боялась выходить на сцену. (Подробнее, как избавиться от страха перед выступлением,  можно почитать тут).

Проблема. Страх перед выходом на публику.

  • Почему есть страх перед выходом на публику? Потому что боюсь что-то забыть
  • Почему боишься что-то забыть? Потому не уверена, что помню весь материал.
  • Почему не уверена, что помню весь материал? Потому что, наверное, недостаточно репетировала.

В этом примере, ограничимся на трех вопросах, потому что решение уже проглядывается. Больше репетировать перед мероприятием, и проговаривать вслух презентацию.

Однако, именно здесь, может возникнуть разнообразие ответов:

  • Боюсь, буду плохо выглядеть.
  • Боюсь, не сработает техника.
  • Не знаю, как справиться с волнением, чтобы не заикаться.

В таком случае, задавайте вопросы дальше.

Также, при самоанализе может возникнуть риск расплывчатых ответов – «потому что неопытная». Копайте глубже и не дайте себя сбить с толку.

Tehnika-5-pochemu

3. Методика 5 почему в торговле

 Проблема.  В сфере оптовой торговли, у сотрудника Х за последние 2 месяца не растут продажи, по сравнению с другими менеджерами по продажам.

  • Почему у сотрудника Х за последние 2 месяца не растут продажи, по сравнению с другими менеджерами по продажам? Потому что не успевает заносить информацию в CRM.
  • Почему не успевает заносить информацию в CRM? Потому что сначала ему нужно занести данные в таблицу Excel.
  • Почему? Почему ему нужно занести данные в таблицу Excel и дублировать информацию, и терять время?!
  • Почему нужно заносить данные в таблицу Excel и дублировать информацию, и терять время? Потому что плохо знает программу CRM .
  • Почему плохо знает программу CRM? Когда всех обучали, он был в отпуске.

Решение. Пригласить специалиста по поддержке ПО и обучить сотрудника Х в индивидуальном порядке. Контролировать ввод данных в программу, а не по «старинке».

Возможно, будет интересно почитать, как увеличить конверсию в продажах или внедрение CRM.   А  также цикл статей — всё о продажах: в рубрике «Управление  продажами«.

4. Пример 5 почему на производстве

 Проблема. За последний месяц на производстве увеличился брак на 13%

  • Почему в цеху увеличился брак? Потому что детали плохо подходят к станку.
  • Почему детали плохо подходят к станку? Потому что со склада доставили, то, что есть.
  • Почему со склада доставили, то, что есть? Потому что у нового поставщика заказали большую партию болванок, а она не подходит по качеству.
  • Почему у нового поставщика заказали большую партию болванок? По привычке и по шаблону.
  • Почему заказали по старому шаблону? Не подумали о рисках.

Обычно, после последнего вопроса возникает решение.

Решение.  В данном случае, принято решение об обязательных малых пробных партиях. И вернуть поставщику перелимит.

Возможно, будет интересно почитать, как повысить  производительность в производстве.

5. Сфера банковского обслуживания и пять почему

 Реальный пример, взят из собственного практического опыта.

Проблема. В банке длинная очередь, клиенты стоят в очереди больше часа.

  • Почему в офисе длинная очередь, клиенты стоят в очереди больше часа? Потому что каждый сотрудник долго обслуживает клиента.
  • Почему сотрудники долго обслуживают клиента? Потому что приходится 3 раза вводить данные одни и те же в форму вручную.
  • Почему приходится 3 раза вводить данные одни и те же в форму вручную? Потому что форма (программа) не позволяет это сделать автоматически.
  • Почему ПО не позволяет это сделать автоматически? Потому что не выделяет строку для копирования в программе.
  • Почему не выделяет строку для копирования в программе? Разработчики не учли.

Решение.

Соответственно, по итогам этих вопросов родилась инициатива, а затем техническое задание для IT разработчиков.  Это был реальный пример, когда один из руководителей пришел на Гембу (почитать можно здесь), увидел эту проблему своими глазами. Поспрашивал сотрудников и выслушал предложения.

В итоге была сделана доработка в программе, и авто заполнение было автоматически.

Pyat-pochemu

6. Пример методики 5 почему в офисе

Представим себе административный офис, обслуживающий «рабочие точки». 

Проблема. Доставка ТМЦ из офиса сопровождения на рабочую точку занимает 5 дней. (ТМЦ – Товарно-материальные ценности)

  • Почему доставка ТМЦ из офиса сопровождения на рабочую точку занимает много времени? Потому что ответственные сотрудники «на точках» долго и в разный срок делают заявки.
  • Почему ответственные сотрудники «на точках» долго и в разный срок делают заявки? Потому что нет конкретной привязки ко времени (скажем, 1 раз в неделю) или четкого графика поставки.
  • Почему у заявок на ТМЦ нет конкретной привязки ко времени и графика? Потому что ТМЦ отправляется в попутной машиной в разное время?
  • Почему ТМЦ отправляется в попутной машиной в разное время? Потому что никто не выделял под эти цели автомобиль?
  • Почему никто не выделял под эти цели автомобиль? Потому что никто не посчитал рентабельность.

Решение.

Посчитать рентабельность выделения автомобиля на конкретный срок.

Сравнить потери, которые несут «рабочие точки» и выделить машину (предложение обосновать экономически). Подробнее о потерях в отдельной статье.

Поставить сотрудников «точек» в жесткие рамки – не успеют заказать в срок, будут покупать расходники сами. И так далее…

7. Пять почему в онлайн-бизнесе

 Для полноты картины приведу пример из сферы онлайн бизнеса.

Проблема. В инфобизнесе из месяца в месяц — маленькая прибыль.

  • Почему маленькая прибыль? Потому что нет клиентов.
  • Почему нет клиентов? Потому что обо мне мало знают.
  • Почему обо мне мало знают? Потому что редко даю рекламу.
  • Почему редко даю рекламу? Потому что боюсь.
  • Потому что первый раз, когда дал рекламу никто не пришел.

В этом примере, можно еще задавать вопросы. Данный метод позволяет не ограничиваться только пятью вопросами, можно продолжать до прояснения картины.

Почему в первый раз никто не пришел с рекламы? Потому что не знал, как правильно давать рекламу.  В данном случае решением будет — обучиться или же нанять специалиста.

Иногда кажется, что у сотрудников совсем не развито воображение. Это не так. Или группа плохо разогрета. Можно применить для раскачки друдлы (скачать коллекцию и подробнее почитать, что это такое).  Если же сомнения остались, то вот здесь описаны простые приемы для развития креативности.

Подводя итоги, надеюсь, описанные примеры показали, как  методика 5 почему поможет в кратчайшие сроки найти решение. Применяйте в жизни и на работе и добивайтесь своих целей.

С верой в Ваш успех, Светлана Васенович.

svetlana-vasenovich

P.S. Прочтите мою бесплатную  инструкцию по развитию собственного бизнеса – Рестайлинг твоего бизнеса.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *