Как за 5 минут найти решение проблемы? Как работает методика 5 почему? Можно ли вытащить глубокую проблему за пять вопросов?
Читайте описание 7 примеров быстрого и легкого, но продуктивного метода и, пользуйтесь! Поделюсь опытом тренера, как на каждом тренинге участники практиковались задавать вопросы и находили решения.
Содержание
Методика 5 почему – это гениально просто!
- 5 почему в семье (в жизни)
- Пример 5 почему в психологии
- Методика 5 почему в торговле
- Пример 5 почему на производстве
- Сфера банковского обслуживания и пять почему
- Пример методики 5 почему в офисе
- Пять почему в онлайн-бизнесе
Методика 5 почему это гениально просто!
Не зря эта методика завоевала популярность. За простоту и легкость, а самое главное, что не надо никаких дополнительных инструментов или глубоких знаний. Только ручка и листок бумаги.
Используется для выявления настоящих причин существующего затруднения. Считается, что настоящий ответ закрыт в слоях мелких проблем. И чтобы докопаться до истинного ответа, надо пройти 5 этапов, просто задавая вопрос «Почему».
Где применяется методика 5 почему? В любой области, начиная от семьи, примеры ниже, и заканчивая самым серьезным производством. В школе, в институте, на работе, в бизнесе, в семье. Этот простой метод прояснения истинных причин очень любят в психологии, рекомендуется применять на стадии самоанализа.
Изобрел этот метод Сакити Тойода, создатель уникального концерна Тойота. Тойда является прародителем многих полезных инструментов в системе управления качеством. Даже считается, что этот легкий способ лег в основу систему Бережливого Производства (подробнее в статье про инструменты Кайдзен). Многие более сложные методики идут рука об руку с этим простым методом, такие как диаграмма Исикавы (подробнее о примерах), или в Гемба (что это такое – читайте тут).
В этой статье на множестве примеров расскажу, как использовать пять почему. Примеры подбирала специально из разных сфер жизни, чтобы понять, что этот инструмент эффективный и легкий.
На первые вопросы ответы «выскакивают» быстро, почти без раздумий. Чем дальше мы продвигаемся вглубь, тем больше пауза. Чем глубже вопрос, тем труднее давать ответ: надо подумать. И это раздумье всегда хорошо. Обычно это наталкивает на определенные шаги, которые нужно сделать.
И эти упрямые попытки задавать череду одинаковых вопросов позволяют докопаться до глубинных проблем. Или, как их называют в бережливом производстве, корневых причин.
Если начать отвечать на первый вопрос, то ответ будет поверхностным и очень далеким от реальных событий. Рекомендуется не меньше 3-4, возможно даже больше 5.
Единственное, о чем не надо забывать, что вопросы должны приводить к конкретным и практическим результатам, а не к общему «запудриванию мозгов».
Примеры методики 5 Почему:
Это универсальный способ нахождения ответов на вопросы во многих сферах жизни. Чтобы продемонстрировать, подбирала примеры, как можно из диаметрально разных областей.
1. 5 почему в семье (в жизни)
Все примеры построены по принципу:
- Проблема
- Вопросы
- Решение
Проблема. У жены без конца болит голова, и она отказывает мужу в супружеском долге.
- Почему она отказывает мужу в супружеском долге? Потому что женщина устает на работе, а еще больше от домашней рутинной нагрузки.
- Почему жена устает на работе, а еще больше от домашней рутинной нагрузки? Потому что дома ей никто не помогает.
- Почему дома ей никто не помогает? Потому что не просит помочь.
- Почему жена не просит помочь? Потому что думает, что мужчина сам догадается.
- Почему она думает, что мужчина сам догадается? Потому что ей хочется, чтобы муж проявлял заботу.
Решение.
Поэтому, если поговорить с супругом спокойно, без истерик, и, возможно, вместе позадавать вопросы. То эта семья избежит скандалов и конфликтов. Ведь нужно, всего лишь иногда спрашивать «Дорогая, чем тебе помочь?». Тогда будет и забота, и свободное время, и конечно, любовь. А жене в свою очередь, иногда делать усилие, и озвучивать свои желания. Ведь мужчина не может залезть ей в голову.
2. Пример 5 почему в психологии
Очень часто эта техника практикуется на стадии самоанализа. Ведь все мы развиваемся, разве не так. Пример, из собственного опыта, когда только начинала выступать на людях и осваивала тренерскую профессию, то очень боялась выходить на сцену. (Подробнее, как избавиться от страха перед выступлением, можно почитать тут).
Проблема. Страх перед выходом на публику.
- Почему есть страх перед выходом на публику? Потому что боюсь что-то забыть
- Почему боишься что-то забыть? Потому не уверена, что помню весь материал.
- Почему не уверена, что помню весь материал? Потому что, наверное, недостаточно репетировала.
В этом примере, ограничимся на трех вопросах, потому что решение уже проглядывается. Больше репетировать перед мероприятием, и проговаривать вслух презентацию.
Однако, именно здесь, может возникнуть разнообразие ответов:
- Боюсь, буду плохо выглядеть.
- Боюсь, не сработает техника.
- Не знаю, как справиться с волнением, чтобы не заикаться.
В таком случае, задавайте вопросы дальше.
Также, при самоанализе может возникнуть риск расплывчатых ответов – «потому что неопытная». Копайте глубже и не дайте себя сбить с толку.
3. Методика 5 почему в торговле
Проблема. В сфере оптовой торговли, у сотрудника Х за последние 2 месяца не растут продажи, по сравнению с другими менеджерами по продажам.
- Почему у сотрудника Х за последние 2 месяца не растут продажи, по сравнению с другими менеджерами по продажам? Потому что не успевает заносить информацию в CRM.
- Почему не успевает заносить информацию в CRM? Потому что сначала ему нужно занести данные в таблицу Excel.
- И все же? Почему ему нужно занести данные в таблицу Excel и дублировать информацию, и терять время?!
- Почему нужно заносить данные в таблицу Excel и дублировать информацию, и терять время? Потому что плохо знает программу CRM .
- Почему плохо знает программу CRM? Когда всех обучали, он был в отпуске.
Решение. Пригласить специалиста по поддержке ПО и обучить сотрудника Х в индивидуальном порядке. Контролировать ввод данных в программу, а не по «старинке».
Возможно, будет интересно почитать, как увеличить конверсию в продажах или внедрение CRM. А также цикл статей – всё о продажах: в рубрике “Управление продажами“.
4. Пример 5 почему на производстве
Проблема. За последний месяц на производстве увеличился брак на 13%
- Почему в цеху увеличился брак? Потому что детали плохо подходят к станку.
- Почему детали плохо подходят к станку? Потому что со склада доставили, то, что есть.
- Почему со склада доставили, то, что есть? Потому что у нового поставщика заказали большую партию болванок, а она не подходит по качеству.
- Почему у нового поставщика заказали большую партию болванок? По привычке и по шаблону.
- Почему заказали по старому шаблону? Не подумали о рисках.
Обычно, после последнего вопроса возникает решение.
Решение. В данном случае, принято решение об обязательных малых пробных партиях. И вернуть поставщику перелимит.
Возможно, будет интересно почитать, как повысить производительность в производстве.
5. Сфера банковского обслуживания и пять почему
Реальный пример, взят из собственного практического опыта.
Проблема. В банке длинная очередь, клиенты стоят в очереди больше часа.
- Почему в офисе длинная очередь, клиенты стоят в очереди больше часа? Потому что каждый сотрудник долго обслуживает клиента.
- Почему сотрудники долго обслуживают клиента? Потому что приходится 3 раза вводить данные одни и те же в форму вручную.
- Почему приходится 3 раза вводить данные одни и те же в форму вручную? Потому что форма (программа) не позволяет это сделать автоматически.
- Почему ПО не позволяет это сделать автоматически? Потому что не выделяет строку для копирования в программе.
- Почему не выделяет строку для копирования в программе? Разработчики не учли.
Решение.
Соответственно, по итогам этих вопросов родилась инициатива, а затем техническое задание для IT разработчиков. Это был реальный пример, когда один из руководителей пришел на Гембу (почитать можно здесь), увидел эту проблему своими глазами. Поспрашивал сотрудников и выслушал предложения.
В итоге была сделана доработка в программе, и авто заполнение было автоматически.
6. Пример методики 5 почему в офисе
Представим себе административный офис, обслуживающий “рабочие точки”.
Проблема. Доставка ТМЦ из офиса сопровождения на рабочую точку занимает 5 дней. (ТМЦ – Товарно-материальные ценности)
- Почему доставка ТМЦ из офиса сопровождения на рабочую точку занимает много времени? Потому что ответственные сотрудники «на точках» долго и в разный срок делают заявки.
- Почему ответственные сотрудники «на точках» долго и в разный срок делают заявки? Потому что нет конкретной привязки ко времени (скажем, 1 раз в неделю) или четкого графика поставки.
- Почему у заявок на ТМЦ нет конкретной привязки ко времени и графика? Потому что ТМЦ отправляется в попутной машиной в разное время?
- Почему ТМЦ отправляется в попутной машиной в разное время? Потому что никто не выделял под эти цели автомобиль?
- Почему никто не выделял под эти цели автомобиль? Потому что никто не посчитал рентабельность.
Решение.
Посчитать рентабельность выделения автомобиля на конкретный срок.
Сравнить потери, которые несут «рабочие точки» и выделить машину (предложение обосновать экономически). Подробнее о потерях в отдельной статье.
Поставить сотрудников «точек» в жесткие рамки – не успеют заказать в срок, будут покупать расходники сами. И так далее…
7. Пять почему в онлайн-бизнесе
Для полноты картины приведу пример из сферы онлайн бизнеса.
Проблема. В инфобизнесе из месяца в месяц – маленькая прибыль.
- Почему маленькая прибыль? Потому что нет клиентов.
- Почему нет клиентов? Потому что обо мне мало знают.
- Почему обо мне мало знают? Потому что редко даю рекламу.
- Почему редко даю рекламу? Потому что боюсь.
- Потому что первый раз, когда дал рекламу никто не пришел.
В этом примере, можно еще задавать вопросы. Данный метод позволяет не ограничиваться только пятью вопросами, можно продолжать до прояснения картины.
Почему в первый раз никто не пришел с рекламы? Потому что не знал, как правильно давать рекламу. В данном случае решением будет – обучиться или же нанять специалиста.
Иногда кажется, что у сотрудников совсем не развито воображение. Это не так. Возможно, группа плохо разогрета. Можно применить для раскачки друдлы (скачать коллекцию и подробнее почитать, что это такое). Если же сомнения остались, то вот здесь описаны простые приемы для развития креативности. А для любознательных собрана коллекция книг для развития творческого мышления со скидкой 10%.
Подводя итоги, надеюсь, описанные примеры показали, как методика 5 почему поможет в кратчайшие сроки найти решение. Применяйте в жизни и на работе и добивайтесь своих целей, вытаскивайте и побеждайте даже “глубокие” проблемы.
С верой в Ваш успех, Светлана Васенович.
P.S. Прочтите мою бесплатную инструкцию по развитию собственного бизнеса – Рестайлинг твоего бизнеса.
P.S.S !!! Для любителей плагиата!!! Прежде чем копировать материалы с сайта Ген Успеха убедительно прошу прочитать информацию и хорошенько подумать!!! ©
[…] в отдельной статье. Можно пройтись, […]