Практический пример управления инновациями в организации

Рассмотрим на примере Сбербанка технологию работы с инновациями. Находясь в начале внедрения системы инновационной деятельности, расскажу последовательно, как мы это делали и каких результатов добились.

Содержание

 

Зачем нужна инновационная деятельность?

Рассмотрим подробнее управление инновациями в организации. Надеюсь, материал в данной статье станет для кого–то отправной точкой в развитии инновационной деятельности в своем бизнесе. Ну, или, в крайнем случае, подтолкнет задуматься, может, действительно, стоит развивать эту неохваченную целину.

Статья имеет практический подтекст, и не ориентирована на копирование в презентации и другие студенческие работы. Для этого есть замечательный ресурс Напишем.ру, где найдется всё для студентов.

Итак.

Что дает инновационное движение? Во-первых – высокую конкурентоспособность на рынке (можно почитать о борьбе с конкурентами  – и что такое бенчмаркинг)

Во-вторых – прорыв в собственном бизнес-процессе. Тут комплекс преимуществ – это и оптимизация процессов, налаживание всех участков работы, это и стандартизация деятельности. Если на одном участке работу делают в 3 раза быстрее, чем в других,  то почему бы не распространить эту лучшую практику на все производство.

Это и рост всех показателей в бизнес процессе. Снижение потерь и издержек. (На тему Бережливого Производства можно много чего почитать):

Что дает сотрудникам вовлечение в инновационную среду?

Как ни странно, но опросам социологов, возможность повлиять на свой рабочий процесс (улучшить и усовершенствовать), приносит бОльшую удовлетворенность на работе. А отсюда, как следствие, в совокупности с другими управленческими решениями (проработанная система мотивации, карьерный рост и пр.), снижение текучести.

Также активное внедрение инноваций на предприятии выполняет основной посыл философии Кайдзен – улучшения каждый день. Подробнее, про Кайдзен, можно почитать здесь.

Upravlenie-innovaciyami-v-organizacii

Система инновационной деятельности в организации:

Если рассмотреть в упрощенном варианте, то будет примерно такая технология:

  • Каждый сотрудник может на рабочем месте подать идею по улучшению собственной работы. На своем участке, на основе своих ошибок или опыта.
  • Компания готова принять это огромное количество рационализаторских идей. Принять, переработать, отобрать лучшие предложения, довести до ума и внедрить в производственный цикл (или бизнес-процесс).

Предположим, такая система чисто теоретически – готова.

Однако в предложенном примере есть две стороны медали:

  1. Готовая система для принятия и проработки инициатив;
  2. Продуманная и отработанная методика работы с инноваторами.

Теперь вопрос. Как заставить сотрудников это делать? Как поставить на поток сбор инициатив?

Управление инновациями в организации, как система

Рассмотрим первую сторону медали – систему.

  1. Активация инновационной деятельности занимает определенное количество времени и сил. Соответственно, в структуре компании необходимо предусмотреть в штатном расписании – наличие должностей. Встречаются разные названия – менеджер по развитию, лидер внедрения.

Например, в нашей организации, функции внедрения системы инноваций выполнял сектор по внедрению Производственной Программы (на базе Бережливого Производства и Лин-технологий).

Функциональными  обязанностями было – постановка плана, доведение до всех сотрудников, сбор первичных рациональных предложений. Сбор комиссии по рассмотрению всех предложений (первичный кордон).

Именно к этому сотруднику поступала лавина предложений. На этом этапе «первого сита» приходилось делать много монотонной работы – калибровать по темам и подразделениям. Отсеивать дубли и очень похожие.

Далее ответственный сотрудник, назовем его для отсутствия путаницы – Агрегатор идей, созывал рабочую группу по рассмотрению инициатив. Была определена периодичность – один раз в месяц.

  1. Рабочая группа по рассмотрению инициатив.

В компании были изданы нормативные документы, где прописывалось от каждого структурного подразделения выделить эксперта. Рекомендовались на роль эксперта самые опытные сотрудники.

Каждый созыв мог состоять из разных членов рабочей группы. Эксперты приглашались из тех подразделений и профессиональных областей, из которых в этот месяц фигурировали инициативы.

  1. На заседании рабочей группы проходило обсуждение, в некоторых случаях, устраивались мозговые штурмы (как практически применить можно почитать  тут).
  2. Итогом работы были решения:
  • Принятые лучшие практики на своем уровне. Те предложения, которые не предусматривали экономических затрат по внедрению. Мы их и называли – Лучшие Практики – «бери и делай».
  • Самые лучшие практики (с наибольшим экономическим эффектом) направлялись по вертикали вверх, для возможной стандартизации. И действительно, многие улучшения локальных процессов, внесенные в книги стандартов, были получены именно этим путем.
  • Отбирались действительно «алмазные» основы. Те инициативы, которые принесут большой экономический эффект, но необходимо направить на доработку специалистам. Таким образом, «наверх» транслировался и «сырец» для последующей огранки.
  1. На этом же заседании, по итогам работы заслушивались предложения о премировании новаторов, которые направляли по стандартному пути.

Innovacionnaya-deyatelnost

Технология работы с инноваторами 

Вторая сторона медали, пожалуй, самая трудоемкая – это работа с сотрудниками. Как заставить, убедить, стимулировать сотрудников подавать инициативы и  генерировать идеи?

  1. В нашей организации был поставлен план по количеству рациональных предложений в квартал на подразделения. Расчет производился не на одного сотрудника, а на структурное подразделение в целом. Это было продуманное решение. За счет командного взаимодействия результаты достигались легче.
  2. Агрегатор идей должен был донести логику работы с инновациями и ответить на вопросы:
  • Что такое инициатива?
  • Как рассчитать экономический эффект и что это такое?
  • Что мне за нее будет, если она принесет экономический эффект?
  • Как отразится на мне безинициативность?
  • Куда направлять творческие изыскания

В компании система работы с инновациями была увязана с мотивационной системой. На результаты премирования мог оказать влияние и факт подачи/внедрения и факт бездействия.

В рамках инновационной деятельности, руководители подразделений могли заказать обучения, тренинги по креативному мышлению. Либо пригласить модераторов, провести мозговой штурм с сотрудниками.

Система работы с инновациями внедрялась гладко не сразу. Нужно было время на раскачку. На ранних этапах были подключены все коммуникационные каналы – внутренняя сеть, внутренние новостные выпуски, семинары, совещания, обучения и презентации.

Очень помогала поддержка ТОП-менеджмента.

Были проведены крупномасштабные пиар-компании с чествованием первых инноваторов, с детальным разбором предложений и премиальной части. Далее были инициированы командообразующие мероприятия  под эгидой «Инноваторы вперед!»

Вот краткая схема внедрения инновационной деятельности в организации. Активные действия заняли примерно полгода, потом, когда схема работы стала понятна участникам, то перешли в режим поддержания выполнения плановых показателей. 

Primer-vnedreniya-innovacii

Экономический эффект – кому выгодно? 

В дополнение к практическому опыту, мне было интересно привести данные, из общедоступных источников. Например:

  • МТС – с 2008 года «фабрика идей» принесла 44 миллиона долларов;
  • Инновационная деятельность Рязанской нефтеперерабатывающей компании за 2012 год принесла около 80 млн. долларов:
  • Челябинский трубопрокатный завод за счет внедрения рационализаторских предложений только за 2012 год, получил более 13 млн. долларов экономического эффекта.
  • И в дополнение, как пример, результаты внедрения проекта «Биржи идей» в Сбербанке.
Итоги инновационной деятельности ПАО Сбербанк (2010-211г.г.)
Число предложений› 120 тыс, из них 11% внедрено
Число участников› 190 тыс.
Экономический эффект от реализации проекта› 7 млд. руб.
Вознаграждение авторов› 23 млн. руб.

Рационализаторская деятельность в компаниях, как говорят ТОП-менеджеры, практически не стоит ничего. Не надо вливать большие деньги до внедрения инновационной системы в бизнес. Нужно правильно мотивировать, а потом собирать дивиденды в виде экономического эффекта.

Вот что пишет по поводу материального вознаграждения инноваторов Рязанской нефтеперерабатывающей компании электронный журнал Ведомости:

В РНПК выплаты разбиваются на три этапа: до 5000 руб. сотрудник получает за подачу идеи, до 15 000 руб. — за утверждение проекта, а за реализацию и фактический экономический эффект — до 100 000 руб. либо 2-10% от полученного эффекта.

Полезная литература для креативного взгляда 

В этих книгах находятся отличные знания, которые пригодятся для развития творческого мышления не только у сотрудников, но и у руководителей:

  • Константин Шереметьев Бешеный креатив. Десятки идей в день за 12 минут
  • Анатолий Гин, Ирина Андржеевская. Необычное в обычном. 100 креативных решений
  • Майкл Микалко. Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно
  • Дуглас Миллер  Креативатор. От идеи до воплощения
  • Ник Макфарлей. Как приучить себя мыслить творчески, или Охота на уникальную идею

Возможно, Вам будет интересно почитать статьи по теме:

Резюме – можно ли внедрить опыт под копирку?

Можно ли транспонировать опыт организации – гиганта на маленький бизнес? Мое мнение, можно и нужно. Любой бизнес только выиграет от этого обогащения. Конечно, адаптировав под свои размеры и задачи.

Подводя итоги, коротко главные вехи схемы работы с инициативами:

  • Выделение ответственного лица
  • План
  • Включение в систему премирования
  • Пиар компания
  • Вовлечение высшего менеджмента
  • Доработка, внедрение (выделение ресурсов) прогрессивных идей.

И в завершение, хочу упомянуть, что это личный взгляд изнутри на управление инновациями в организации, а не сверху. Практический подход, который был опробован, неоднократно откорректирован и применен, как работающий инструмент, приносящий бизнесу финансовую выгоду.

С верой в Ваш успех, Светлана Васенович

svetlana-vasenovich

P.S. Возможно, будет интересно  ознакомиться с  бесплатным  алгоритмом по управлению своим бизнесом – Рестайлинг твоего бизнеса.

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *