Работая бизнес-тренером, сталкивалась с методикой 6 шляп мышления. Отлично понимаю механизм действия и как можно успешно применить во многих сферах. Делюсь наработками и советами для практического применения.
Содержание
- Технология 6 шляп – красная
- Методика 6 шляп – синяя
- Шесть шляп мышления – советы по практическому применению
6 шляп мышления де Боно
Есть такая поговорка: «Поменял шляпу – и образ мыслей поменял». Как внутренний тренер, предпочитала другую фразу: «Надень красивую шляпу на умную голову».
Так давайте, чтобы не прошляпить что-то очень важное, рассмотрим метод 6 шляп мышления. Эта простая, но очень эффективная игра поможет не только для генерации креативных идей, но и для развития творческого образа мыслей.
Часто бывает так, что в отстаивании своего мнения побеждает сильнейший. Кто громче говорит, убедительнее, у кого доводы кажутся на момент спора, более весомыми. Кто имеет больше полномочий или просто лидер в коллективе. Возникает ситуация, что принимается только один взгляд на проблему. Это служит не всегда на пользу дела. Временами бывают сложные проекты, где одно, даже самое влиятельное мнение, проигрывает многостороннему обсуждению.
Как сделать, чтобы тебя слушали, прислушивались и принимали во внимание второе мнение и другой образ мыслей? Чтобы собрать множество идей, предложений разной эмоциональной и логической окраски.
Техника «Шляпы мышления» поможет взглянуть на любой вопрос с разных позиций. Эта некая психологическая игра, где можно самому примерять головные уборы по очереди. Или же совместно, всем коллективом обсуждать некую проблему. Этот прием применяют по-разному: и в одиночку и в сотрудничестве.
Иногда, человеческое мышление скользит, как по рельсам, по уже пройденному пути. Человек выдает привычные для него (возможно, и для окружающих) стереотипы. Высказывает мнение, которое прочно засело в его голове, на первый взгляд о проблеме. Чтобы несколько сдвинуть мыслительный процесс с привычного, накатанного пути, Эдвард де Боно (британский психолог) предложил ролевую игру «6 шляп мышления».
Суть метода проста – каждая шляпа определенного цвета имеет свой вектор мышления. При обсуждении выстраивается целостная картина за счет параллельного мышления в разных категориях. Логика техники – взглянуть на вопрос (проблему) с разных сторон, не упуская и не «продавливая» какое-то единичное мнение.
Применение и лайфхаки
Метод Боно может быть полезен:
- Ораторам или публичным людям, для которых выступление прямая обязанность (как не бояться публичного выступления)
- Руководителям (как стать успешным руководителем)
- При генерации идей на мозговом штурме (подробнее об этой технике)
- Бизнес-тренерам и всем, кто проводит тренинги.
- Консультантам в консалтинге (что такое консалтинг простыми словами написано тут)
- Специалистам по управлению проектами (например, при оптимизации процессов). Подробнее про оптимизацию бизнес-процессов в малом бизнесе можно почитать здесь.
Работая в сфере оптимизации процессов в крупной российской компании, мы использовали этот метод на разных этапах Бережливого Производства. Особенно полезен был на этапе генерации идей по совершенствованию бизнес-процесса. Также при проведении тренингов по креативному мышлению.
Шляпы отвечают за:
- Синяя – управление
- Белая – факты
- Зеленая – креатив
- Желтая – возможности
- Черная – критика
- Красная – интуиция
Лайфхак организаторам мероприятия по методике 6 шляп мышления:
Для облегчения и ускорения творческого мыслительного процесса можно подготовить вопросы. В статье даны примерные вопросы, чтобы составить понимание, как работает этот метод. В каждом конкретном случае, вопросы будут различаться, и исходить от цели проекта.
Много споров было по поводу очередности применения ролей. Практическим путем было выяснена наиболее логичная комбинация, которая всегда приводила к результатам. Однако оговорюсь, это личный опыт, и каждому тренеру надо подбирать очередность под свои цели, методом проб.
Собственная схема – сначала факты (белая), потом инициативы (зеленая). Тема внедрения инноваций настолько обширна, что ей посвящена отдельная статья.
Получается, что после рассмотрения текущей ситуации, мы приступали к генерации идей. Отбирали несколько сто́ящих идей и «прогоняли» по остальным цветам. Потом – преимущества (желтая), следом – риски и критика (черная). Завершала цикл – красная (эмоции). Синяя же исполняла роль ведущего.
В статье описание перечислено по представленной логике. Разберем подробнее, что кроется под каждым цветом головного убора.
Прием 6 шляп – белая
Как правило, ролевая игра начинается с белой шляпы.
Это чистые факты, то, что уже есть на руках на сегодняшний день. Статистика, цифры. Например, количество ошибок, или жалоб клиентов, или текущее время процесса.
В помощь – белой – вопросы:
- Что есть на сегодняшний момент?
- Где взять те данные, которых сейчас нет о текущем состоянии?
- Как «добыть» доказательство?
- Какие факты служат подтверждением?
- Сколько % осталось до выполнения плана и какой срок на исправление ситуации?
Узконаправленное мышление оперирует только цифрами: проценты, сроки, бюджет
Метод 6 шляп – зеленая
Это креатив, творческое мышление, инициативы, идеи, фантазии, предположения. Все, что может решить поставленный вопрос. Принимаются любые пути решения, начиная от самых очевидных, заканчивая самыми фантастическими идеями.
Вопросы в помощь зеленой шляпе:
- Какие творческие предложения?
- Как сделать прорыв?
- Какие улучшения можно предложить?
- Что если мы сделаем так…?
- Какие идеи могут улучшить ситуацию?
Важное условие работы под зеленым головным убором – никакой критики.
Техника шесть шляп – желтая
Это возможности, оптимизм и вера в успех. Надевая эту шляпку, любой человек как бы примеряет розовые очки. Рассматриваются все положительные аспекты.
Вопросы в помощь желтой шляпе:
- Какие преимущества даст претворение в жизнь этого предложения?
- Что будет, когда эта идея воплотиться?
- Какой самый легкий путь достижения цели?
- Что получат наши клиенты (наша компания, наш класс или группа) в итоге?
- Какие сильные стороны ситуации?
Критическое мышление 6 шляп – черная
Случается, люди боятся высказывать свое мнение открыто, и критиковать, чтобы не обидеть. Бывает и обратная сторона медали, критика становиться привычным состоянием.
В черной шляпе, и только в этой роли – принято критиковать и обсуждать риски. Однако критика должна быть конструктивной, направленной на суть предложения, а не на человека, который высказал идею.
Нельзя просто сказать «плохая идея», необходимо обосновать «почему?».
Вопросы в помощь черной шляпе:
- Какие риски несет воплощение идеи в жизнь?
- Что может не получиться?
- Какие сроки могут не выдержать и почему?
- Что может помешать реализации предложения?
- Какие конкретные факты, почему эта идея плохая?
Иногда методику Эдварда де Боно называют – прием 6 шляп критического мышления. Подразумевая, видимо, что критическое мышление в этой ролевой игре, положено только под черной “шапкой”. Под остальными головными уборами критическое мышление отключено.
Именно в этом суть, чтобы не критиковать все время, но и не упустить важные замечания о возможных препятствиях и рисках.
Возможно, будет интересно почитать о других методиках креативного мышления: 5 почему, диаграмма Ишикавы, про интеллект-карты.
Технология 6 шляп – красная
Это эмоции, чувства, интуиция. В обычной социальной жизни, каждый из нас привык сдерживать свои мысли. В этой игре предложено по-другому. Говорить то, что на душе, возможно, скрыто.
Вопросы в помощь красной шляпе:
- Что Вы чувствуете, глядя на эту проблему?
- Подсознание подсказывает, что…?
- Что Вы ощущаете, думая о предстоящем решении?
- Какие эмоции переживаете по этому поводу?
- Что говорит интуиция?
Правила красной – открыть все эмоции, выпустить подсознание на волю, прислушаться к глубинам сознания.
Единственная из всех шляп имеет время исполнения – 30 секунд. И этот головной убор завершает цикл. Участники должны расходиться на эмоциональном подъеме, что очень важно. Причем, задача опытного модератора сделать так, чтобы мероприятие завершилось решением задачи. Чтобы все участники чувствовали сопричастность к творческому прорыву.
И наконец, о самой необычной в этой игре – синей…
Методика 6 шляп – синяя
Это управление, координатор всего творческого процесса. Ведь суть метода – это ролевая игра, которую надо направлять по определенному сценарию. Ведущий надевает на себя синюю “шапочку” и остается над процессом. Наблюдая, руководя и подсказывая вектор движения.
Чаще всего, в практической деятельности, этот человек подготавливает все мероприятие и объединяет результаты. Кстати, при подведении итогов, удобно пользоваться таблицей в Excel. Чтобы заказчик получил структурированные данные.
Вопросы в помощь синей шляпе:
- Какая цель, ясна ли она для участников?
- Что нужно приготовить для членов рабочей группы?
- Как направить творческую энергию в нужное русло?
- Что рассказать участникам в начале мероприятия?
- Как структурировать полученные данные?
- Какие правила надо озвучить для участников?
Немного о правилах.
Чтобы техника стала результативной, есть несколько нюансов.
- Работа под каждой шляпой – минута
- Отключить мобильные телефоны
- Участие каждого обязательно, без пропусков, в каждом раунде или под каждым головным убором.
Шесть шляп мышления – советы по практическому применению
Победит в конкурентной борьбе тот предприниматель, который может генерировать идеи и имеет техническое оснащение для воплощения своих креативных мыслей. Нечто подобное сказал Эдвард де Боно, создатель этого простого, но очень эффективного способа выхода за рамки стереотипов.
В обычной жизни человек мыслить стандартно, опираясь на собственный жизненный опыт. На прочитанные книги, полученные знания, часто на стереотипы. Когда возникает дискуссия, обсуждение, то очень трудно добровольно отказаться от устоявшегося рационального мышления.
Надевая на себя шляпу определенного цвета, человек должен играть по правилам. Мыслить одной категорией, заданной цветовой категорией. Включается, так называемое латеральное мышление – творческое, нестандартное и креативное.
Иногда, правда, встречается мнение, что креативность дана не всем. Готова поспорить и подсказать несколько простых приемов для развития творческого мышления.
Варианты практического применения:
Каждый участник надевает на себя мысленно или по-настоящему шляпу какого-то одного цвета. Высказывает свои соображения по определенному вектору. Действие ограничивается от 30 секунд до минуты. Лучше всего работает 1 минута. Участник успевает и подумать, и высказаться.
Далее головной убор передается по кругу.
И так происходит, пока не будут использованы 5 шляп: белая, желтая, зеленая, черная, красная. Синяя – управляет творческим процессом. Записывает результаты, следит за таймингом, задает вектор мышления. В случае необходимости, озвучивает наводящие вопросы.
Идеальное количество участников 6 человек. Если участников больше, то лучше всего разбить на 5 подгрупп, с шестым модератором.
2.
Количество участников любое. Действие происходит за 5 раундов. Каждый раунд – это шляпа определенного цвета. Все участники надевают на себя воображаемый головной убор и мыслят едиными категориями минуту.
Далее модератор озвучивает другой цвет. В таком случае, каждый участник записывает свои идеи на бумаге, не забывая помечать номер раунда (или цвет шляпы).
Второй метод подходит для многочисленных совещаний, или для студентов и старшеклассников. В таком случае, ведущий должен находиться так, чтобы его все видели. За кафедрой, в президиуме, на сцене. А у участников должен быть промаркированный раздаточный материал и ручки.
У нас это было так:
Фасилитатор мероприятия подготовила колпачки из цветной бумаги. Перед каждым членом рабочей группы стоял цветной колпачок. Работали минуту, записывая свои идеи на бумаге.
Практический совет бизнес-тренерам
- Чтобы не потерять ценный материал, подготовить стопки цветной бумаги. Или же пометить маркером на каждом листе, к какому цвету данный лист относится.
При обсуждении раздавать участникам, для написания идей, листы соответствующие цвету головного убора.
Очень важная часть работы начинается непосредственно после генерации идей. Это калибровка, тут и понадобятся маркированные листы.
- Написать сопутствующие цветовым ролям вопросы на флипчарте. Лучше всего на разных листах. Если нет большого количества флипчартов, то можно прикрепить отдельные листы скотчем.
Это делается для того, чтобы во время мероприятия участники не задавали вслух уточняющие вопросы и не мешали другим творить и думать.
Хорошо метод Бино идет вторым этапом после мозгового штурма (большое количество примеров и лайфхаков описано отдельно). Когда «на руках» есть уже определенная идея, и ее надо рассмотреть с разных сторон.
А если есть необходимость применить отдельно, то сделайте простую разминку для “прокачки мозгов” – друдлы. Почитать подробнее и скачать коллекцию картинок можно здесь.
Можно почитать по теме:
- Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления – на ЛитРес книга представлена в аудио формате, что отлично подходит для преуспевающих людей, когда дорога каждая минута, и можно послушать в дороге.
- И как вариант, для ценителей бумажного формата другая весьма интересная книга этого автора: Гениально! Инструменты решения креативных задач Эдвард де Боно. (Предлагаю со скидкой 10% эти и другие книги для развития креативного мышления.)
А также посмотреть видео автора Ольги Русиновой (для удобства транслирую здесь)
Чтобы активировать все ресурсы своего мышления, или творческие ресурсы компании, применяйте метод 6 шляп мышления для генерации идей. И завершить хочу старой английской пословицей:
Если Вы хотите преуспеть – наденьте шляпу… и от себя добавлю – и креативьте)).
С верой в Ваш успех, Светлана Васенович
P.S. Если Вы руководитель или владелец бизнеса, то можете бесплатно скачать путеводитель по управлению бизнесом.
P.S.S !!! Для любителей плагиата!!! Прежде чем копировать материалы с сайта Ген Успеха убедительно прошу прочитать информацию и хорошенько подумать!!! ©