В свое время, работая в крупнейшей российской организации, знакомила с ценностями и миссией сотрудников и руководителей. Документ только появлялся, и мы давали обратную связь по формулировкам и откликам. Поэтому публикую примеры миссии компании, которые пригодятся для создания и написания стратегического видения своего бизнеса.
Содержание:
- Миссия компании это цель или ценности?
- Подробная инструкция 5 этапов разработки миссии
- Примеры миссии компании, как образцы подражания
- Неудачный пример миссии предприятия
- Современные примеры миссии организаций России
Примеров в статье множество, используйте, как эталоны. А так же разбор ошибок, и не самых лучших формулировок миссий. Кроме того, описан пошаговый алгоритм с множеством подсказок и идей для самостоятельного создания и написания, возможно, самого важного, стратегического документа.
Миссия компании это цель или ценности?
Миссия компании – это совершенство, к которому бизнес все время стремится. Это глобальные, общечеловеческие ценности, смысл существования.
Чтобы сразу убрать недопонимание, можно развести 3 понятия
- Миссия – это философия, основанная на ценностях. Ее нельзя достичь, ею можно следовать. Например, сеть отелей Ritz-Carlton пропагандирует и следует постулату: «Неустанная забота и обеспечение максимального комфорта каждому гостю»
- Цель – конечный результат.
- Стратегия – это путь, который нужно проделать, чтобы достичь цели. Подробнее читайте в отдельной статье.
Часто путают слоган, УТП и миссию.
Слоган – это короткое словосочетание, основанное на смысле миссии. Короткое, ёмкое, эмоциональное, которое въедается в мозг. Часто призыв.
УТП – это ярко выраженная уникальность и отличие от конкурентов (подробнее можно почитать тут).
Глобально, миссия имеет 3 основные функции:
- Для клиентов – это закрытие их ценностей
- Чтобы сотрудники прониклись значимостью и общей идеей работы
- Для самой организации – философия развития
Обычно делают короткую версию для формирования имиджа. В дальнейшем можно применить, как основу для слогана и УТП.
И расширенную версию видения собственного бренда, для внутреннего пользования. Как правило, миссия и стратегия идут рука об руку и часто входят в состав корпоративной этики (или свода правил).
Миссия играет большую роль в корпоративной культуре. Считается, что сотрудники, чувствуя себя причастными к великим делам, работают с большей отдачей. Так как понятен вектор движения и развития компании.
Миссия нужна тому бизнесу, который предполагает масштабироваться, развивать свою сеть, увеличивать узнаваемость и создавать имидж.
Давайте рассмотрим подробно, как правильно сформулировать миссию организации.
Подробная инструкция в 5 этапов разработки миссии
Если решили самостоятельно разрабатывать миссию, то совет все же коллегиально обсуждать различные варианты. Лучший вариант с сотрудниками и в несколько этапов.
Поэтапный алгоритм:
- Подготовка
- Конструкция основных моментов
- Общая сборка
- Отсечь все ненужное
- Обкатать на людях
Первый этап
Собрать предварительную информацию, в каком направлении двигаться.
Варианты:
- Социальная направленность.
- Улучшение качества жизни.
- Текущее положение компании на рынке (финансовая составляющая или позиции).
Полезно получить ответы по 2 основным векторам:
- Клиенты
- Собственники
Если серьезно подходить к разработке миссии, то надо вспомнить пирамиду ценностей Маслоу.
Скучно? Зато будет найдена ценность клиента, на которую можно опереться.
Берите один элемент, который присущ клиенту и расширяйте понятие. Маркетологи советуют на этапе создания миссии задавать как можно больше вопросов.
Отличным инструментом для быстрого сбора идей может стать мозговой штурм с сотрудниками. Про мозговой штурм есть отдельная статья.
Лучше всего делать совместное обсуждение именно с сотрудниками, а не скажем, членами совета, или ТОП менеджментом.
Потому что, одна из главных задач, которую выполняет миссия – это обращение к сотрудникам.
Рекомендуется до мозгового штурма «набросать» главные вопросы.
Например, вот эти варианты могут помочь на первом этапе:
- Кто Ваши клиенты?
- Опишите их?
- Какую саму главную проблему решаете?
- Какую ценность закрываете?
- Каким образом делаете жизнь клиента лучше?
- Что сегодня из себя представляет организация?
- Что будет с бизнесом через 5 лет?
- Как помогаете клиенту?
- Каким способом?
- Что дает бизнес миру в целом?
- А что хотел бы дать в перспективе?
- Зачем Вам нужен этот бизнес?
- Зачем он нужен клиентам?
Придумывайте свои «Почему? Зачем?» Хорошо поможет техника «5 почему», описанная в отдельной статье. Можно пройтись, используя технику СВОТ-анализа, по рискам и шансам, это даст множество идей.
Второй этап
Теперь из большого количества идей и ответов формируем отдельные части. Повторы комплектуем, добавляем, расширяем.
Сначала надо закидывать большой невод, и вытаскивать все идеи, огромное количество. Потом, эти предложения отсеивать. Кстати, может помочь метод 6 шляп критического мышления. Об этой технике работы с идеями можно почитать отдельно.
На выходе должны получиться тезисы по темам:
- Польза для бизнеса
- Уникальная польза для клиента
- Рост собственной компании
Третий этап
Из полученных предложений придумайте эссе про Ваш бизнес, с учетом взгляда в будущее.
На выходе должны получиться маленький рассказ о компании, с упоминанием пользы, клиентов и собственных идеалов. Придайте законченность.
Ведь это единое направление на долгие года.
Четвертый этап
Это самый сложный шаг, так как надо «резать по живому». Убирать то, что с таким трудом придумано. В идеале, формулировка миссии должна состоять не более чем из одного предложения. Лучше всего, одно средней длины предложение, которое уместиться в полторы строчки листа А4 (печатного текста).
Сократить. Есть такое упражнение, называется «Рассказ в лифте». Смысл – в кратком изложении самого ценного, пока лифт едет между этажами.
Тут, безусловно, нужна тренировка не одного дня. Но миссия, это глобальное понятие, на века. Отличная миссия закрепляется на все время существования бренда и не меняется. Вот еще один пример такой «долгосрочной» миссии Диснейленда:
«Мы работаем для того, чтобы взрослые и дети проводили больше времени вместе».
Эта фраза не имеет срока давности, но при этом выражает ценность клиентов.
Лайфхак. Когда считаете, что работа завершена, то проделайте следующее. Прочитайте вслух предложение. Легкое к восприятию предложение можно прочитать на одном вдохе, не делая второй. Разделяйте смысловую нагрузку запятыми.
Пятый этап
Проведите своеобразный пилот своему «детищу». Лучше всего, если у Вас будет три подготовленных варианта. Пустите образцы в люди.
Попросите дать обратную связь:
- Все ли понятно?
- Легко ли воспринимается?
- Чем Ваше предложение отличается от других, аналогичных?
- Понятна ли ценность клиенту, которую компания может дать?
Совет. Распространите черновик миссии среди своих клиентов, опишите вопросы обратной связи. Так и скажите, что готовитесь к новой вехе Вашего развития, и обкатываете, для начала формулировку миссии.
На тестирование отведите время, не меньше 10 дней, но не больше 2 недель. Собирайте результаты, выводите рейтинг.
И наконец, выбирайте лучшее и окончательно согласовывайте. Организация обретает миссию только тогда, когда все сотрудники понимают вектор движения, все партнеры бизнеса согласны с предложенным видением.
Совет. Разнести эти этапы на разные дни. За один присест очень много информации, она может «потеряться» в эмоциях. В данном, глобальном деле, спешить не к чему.
Примеры миссии компании, как образцы подражания
Собрала лучшие примеры миссии компаний в таблицу для лучшего восприятия.
Компания | Миссия |
Kodak | Мы помогаем миру создавать воспоминания и зарабатывать деньги |
XEROX | Распространение знаний с помощью документов |
Яндекс | Помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни |
Citibank | Мы помогаем людям эффективно управлять своими деньгами |
Довгань | Защищенное качество, защищенное здоровье |
Все образцы для подражания отвечают критериям:
- Краткость и интуитивное понимание, о каком бренде идет речь.
- Просвечивается забота о клиенте, хоть в некоторых предложениях нет прямых упоминаний.
- Есть понимание смысла изречения.
- Легкость в запоминании.
- Прочитав или услышав фразу, понимаешь, о каких ценностях идет речь.
В этих компаниях миссия плотно вошло в корпоративную культуру. HR направление встроило в свою работу ознакомление и продвижение стратегического видения.
Неудачный пример миссии предприятия
Неудачные примеры. При подготовке этого материала, я ознакомилась с более сотни формулировок видения известных компаний и не очень. Отмечу, что это мое личное мнение (да простят меня организации и читатели). С пониманием того, что за каждой фразой стоит огромный бюджет.
Но все же. На ошибках учатся, так пусть это будут чужие ошибки.
Проведем «разбор полетов». Собрала, на мой взгляд, 3 не совсем удачных вариантов. После каждого примера, хочу объяснить, почему мне это показалось не очень хорошо.
- «Предоставить каждому возможность полностью реализовать свой потенциал». Микрософт
Общие слова, которыми можно охарактеризовать любую деятельность и в любой сфере. Некая обезличенность, не хватает конкретики и адресного обращения к клиентам.
- «Программное обеспечение, оборудование и услуги компании используются для создания надежных сетей, обеспечивающих легкий доступ к информации в любом месте, в любое время.» Cisco
Длинновато и обезличено. Вы же помните, что фраза миссии должна быть на слуху, хорошо запоминаться. Я бы, как минимум, убрала бы 3 первых слова.
- Миссия холдинга «РЖД» заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, ядром которого является эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования.
Тяжеловато для восприятия. На одном дыхании не прочтешь, и повторить сложно.
Основные ошибки:
- Перечисление качеств, присущих любому бизнесу. Без которых компания не смогла развиваться. Пример фраз:
- «Для получения сверхприбыли». Любое упоминание о прибыли нужно убрать из миссии.
- «Стать конкурентоспособным». Возникает вопрос, а в настоящих реалиях бизнеса без этого качества можно долго продержаться?
- «Эффективное выполнение задач». А что можно по-другому?
- «Надежные и безопасные продукты». Другое кто-то покупает?
- Обезличенная формулировка, общими словами:
- «Лучше, чем конкуренты». Это можно написать про любую компанию, и не является уникальностью отдельно взятой бизнес-структуры.
- «Быть предпочтительным партнером». Разве кто-то планирует стать «плохим» партнером?
- Объемный текст, состоящий из сложного предложения. Который прочитать трудно, не то, что запомнить (в приведенном выше примере).
*Все формулировки взяты из настоящих миссий.
Современные примеры миссии организаций России
- Сбербанк: «Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты».
- Университет МИСиС: «Стать глобальным центром инженерного образования и науки»
- Университет ИТМО: «Открывать возможности для гармоничного развития конкурентоспособной личности и вдохновлять на решение глобальных задач».
- Лукойл: «Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека».
- Кворум: «Предоставление полного спектра решений в области информационных технологий для финансовых рынков».
Мне показались интересными и, главное, полезными эти книги:
- Коносуке Мацусита. Миссия бизнеса
- Михаил Рыбаков. Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь с активным участием команды. Практикум
Вы можете получить скидку 10%, пройдя по ссылке.
Еще больше полезных книг по бизнесу в подборках:
- Для руководителя
- Самые лучшие книги для бизнеса
- Для менеджера по продажам
Напоследок, скажу, что глобальное видение не обязательно иметь всем и каждому. Но кто поставил перед собой амбициозные цели, и чувствует в себе силы выйти за рамки одного региона, то тренируйтесь и формулируйте эту составляющую имиджа.
Надеюсь, Вам помогли примеры миссии компании, перечисленные ошибки и предложенный алгоритм действий.
С верой в Ваш успех, Светлана Васенович ©
P.S. Возможно, будет интересно ознакомиться с бесплатным алгоритмом по управлению своим делом – Рестайлинг твоего бизнеса.
P.S.S. !!! Для любителей плагиата!!! Прежде чем копировать материалы с сайта Ген Успеха убедительно прошу прочитать информацию и хорошенько подумать!!! ©
[…] Миссия […]
[…] Миссия: Помогать брендам и компаниям развивать свой потенциал через креативные и инновационные маркетинговые стратегии. Есть статья, как прописать миссию. […]