Самое трудное время у руководителя в начале карьеры, когда, вроде и работу знаешь, и коллектив знакомый, но нет никакого понятия: «Как это управлять? Сотрудниками, коллективом, рабочим процессом? Какие ошибки начинающего руководителя можно не повторять?».
Особенно тяжело первые 2 недели, когда нужно успеть все: быстро перестроиться, за всеми уследить, не завалить план, не испортить отношения. Основываясь на своем личном опыте когда-то начинающего начальника, обосновывая тренерским опытом и общением с линейными руководителями, хочу помочь молодым, неопытным управленцам.
Содержание
- Ошибки начинающего руководителя – ТОП 10
- Кратко: весь список ошибок и мера по ликвидации
- 7 советов, как набраться опыта быстро и без больших потерь
Ведь бывает, что карьерный лифт внезапно поднял Вас на высоту. Никакого обучения не было, опыта управлять людьми и процессами – нет. А есть один большой стресс. Почерпните знания, чтобы уменьшить психическое напряжение. Снизить последствия и репутационные риски.
Ошибки начинающего руководителя – ТОП 10
Начнем с основных ошибок начинающего руководителя.
Ошибка 1.
Отсутствие знаний управленческих азов.
С точки зрения элементарного менеджмента. Таких как:
- определение цели,
- постановка задачи,
- сроки исполнения,
- ресурсы,
- мотивация,
- контроль (в том числе промежуточный),
- обратная связь.
Любой пропущенный этап негативно сказывается на результате работы.
Решение.
Решением данных ошибок может быть самообразование. (Здесь рекомендации лучших книг для руководителя). Обучение управленческим тонкостям человека, вступившего в должность. А также список бизнес-книг.
Ошибка 2.
Неумение работать с приоритетами.
В начале карьеры неопытный руководитель сам завален задачами с головой. Куча вопросов, как правильно организовать работу, как справиться с особо ретивыми сотрудниками. Поэтому немудрено, что возникают трудности с определением, что важнее, нужнее и в первую очередь. Возникает классическая ошибка молодого руководителя. Практический инструмент, легкий в исполнении, в статье тайм-менеджмент.
Неумение расставлять приоритеты придает хаос организации работы. Стресс, нервотрепку и накал страстей в коллективе. Так как важно понимать очередность выполнения не только себе, но и подчиненным.
Решение.
Посвятить немного времени в спокойной обстановке, лучше дома, когда информация усваивается легче, чем в «запарке». И потренироваться расставлять приоритеты сначала с личными целями. Во-первых, это полезно в личной жизни, во-вторых, с рабочими задачами уже появиться понимание, как это сделать.
Ошибка 3.
Выполнение работы за сотрудников.
Я сам! У меня быстрее, лучше, без ошибок! Особенно типично для тех руководителей, которые сами «выросли» из сотрудников и знают работу досконально. Сдерживает страх, что всё испортят. Речь идет не только об отсутствии навыков делегирования (читайте подробную инструкцию здесь). Но и о любой работе.
Такая ошибка молодого руководителя приводит к хроническим завалам. Снижению показателей и уменьшению прибыли.
Решение.
Разделить зоны ответственности. В некоторых источниках принято считать, что руководитель должен выполнять не более 20% оперативной деятельности, и 80% – управленческой.
Ошибка 4.
Нет четкой постановки задач.
Чрезмерное доверие к коллегам. Особенно часто проявляется, когда человека «повысили». Он вырос среди «своих». Знает коллег, как облупленных и они знают своего, теперь уже, начальника. Вместе не один пуд соли съели.
Срабатывает стереотип – зачем подробно всем объяснять, и рассказывать? Все взрослые люди, и так все всё знают. И вроде бы отдел работал, как «по маслу». И планы вроде выполнялись.
Риски. Сначала подразделение и на самом деле будет работать, как раньше, по установленным ранее правилам. Но со временем работники начнут понемногу отлынивать от работы. Особенно, если нет четкой привязки к мотивации. И собрать коллектив в работающий механизм, спустя время будет намного сложнее, чем с самого начала.
Решение. Работать четко по алгоритму:
- Цель для всех
- Задача для каждого по смарт
- Контроль
- Обратная связь
Ошибка 5.
Отсутствие срока выполнения задачи.
Цель есть, а даты достижения нет. Задача подчиненным озвучена, но контрольной точки завершения нет. Типичная ошибка начинающего руководителя – мол, сотрудники и так все знают, не первый год работают. Но человеческая психика такова, что без Deadline обязательно найдется 100 сопутствующих более срочных дел. Как результат – сорванные сроки исполнения, срыв плановых показателей.
Решение.
С самого первого дня руководства привить себе привычку озвучивать дату исполнения с каждой задачей. В статье подробно описано – как поставить цель по SMART.
Ошибка 6.
Отсутствует контроль.
Страх перед контрольной функцией. Распространенный промах молодых управленцев. Существует стереотип – проверяет, контролирует, значит, не доверяет. Это неверный посыл. Организация любой деятельности подразумевает контроль и промежуточные проверки.
Риск. Нет контроля – нет выполнения. Или выполнение работы с ошибками, либо срыв сроков.
Решение. Выстроить систему работы с контрольными точками. В статье, как быть успешным руководителем описаны детали.
Ошибка 7.
Неправильный выбор модели поведения.
Сюсюканье, или же, наоборот, директивный метод управления при назначении на должность. Или разговор с сотрудниками с применением ненормативной лексики. Панибратство. Риски. Нарушение психологического климата в коллективе. Как следствие, текучесть персонала.
Решение.
Самонаблюдение, самоанализ. Лучше всего применять ситуативное руководство. Когда необходимо – жестко требовать. Когда есть возможность – ослабить требования. Соблюдать дисциплину, корпоративное поведение. Все в меру: хвалить, критиковать с умом.
Ошибка 8.
Руководитель дистанцируется от команды.
Попустительство (пусть делают, что хотят, а я пока поучусь быть руководителем). Эта ошибка молодого начальника обусловлена страхом перед коллективом, перед собственной неопытностью. Боязнью совершить нелепость, негативных оценок со стороны коллег. Риск – потерять бразды правления, так и не попробовав управлять процессом. Как результат, снижение всех показателей.
Решение. Учиться на практике – делать первый шаг. Ошибаться, корректировать собственное поведение. Заниматься самообразованием. Список книг для саморазвития можно найти тут.
Ошибка 9.
Концентрация только на позитиве.
Ошибка начинающего руководителя – освещать только плюсы. Хвалить за все и всех, за любое движение вперед. Но… не замечать провалы, ошибки. Позитив, похвала, с точки зрения молодого менеджера, играет положительную роль. Легче общаться, приятно говорить. Риски. Эта однобокость таит в себе опасность. К сожалению, команда перестает развиваться. Это отображается печально на всей компании, бизнесе.
Решение. Научиться проговаривать неприятные вещи, корректно, без перехода на личности. Применять развивающую обратную связь.
Ошибка 10.
Разделение коллектива на «своих» и «чужих».
Это чаще всего неосознанная ошибка молодого руководителя. Неопытный менеджер подсознательно ищет сторонников и одобрения своих действий. Но, к сожалению, со временем, трещина в коллективе станет все заметнее. Труднее создавать единую команду. Любимчики и «свои» могут создать трудности не только коллегам, но и самому боссу.
Решением может быть ровное отношение ко всем членам команды. Похвала и критика всем, кто заслужил своими поступками, действиями, работой. А не «привилегированным» и «всем остальным».
Так как в этой статье упор делается на отсутствие опыта, то более подробный список по управленческим ошибкам руководителей можно прочитать здесь.
Кратко: весь список ошибок и мера по ликвидации
ТОП-10 ошибок начинающего руководителя | ||
Ошибка | Способ устранения | |
1 | Недостаток знаний по менеджменту управления. | Обучение, чтение книг по управленческому менеджменту. |
2 | Неумение работать с приоритетами. | Определение приоритетов. |
3 | Выполнение задач за подчиненного. | Выполнение своей личной управленческой задачи |
4 | Нет четкой постановки задач. | Постановка целей и задач сотрудникам в рамках своих компетенций |
5 | Нет срока выполнения задачи. | Поставка цели по смарт. |
6 | Отсутствие контроля. | Промежуточный и конечный контроль |
7 | Ошибочный стиль руководства. | Ситуативное, гибкое руководство. |
8 | Руководитель дистанцируется от команды. | Совместное выполнение задач. |
9 | Похвала всегда, отсутствие критики. | Развивающая обратная связь. |
10 | Особое отношение к «своим людям». | Заслуженная оценка деятельности. |
Для того чтобы минимизировать стресс на рабочем месте (подробно о борьбе со стрессом и переживаниями ознакомиться можно здесь) следующие рекомендации:
7 советов, как набраться опыта быстро и без больших потерь
На управленческих тренингах мы с группой составляли такие простые диаграммы, в качестве самооценки. По 3 основным показателям:
- Целеполагание
- Контроль
- Обратная связь.
Было предложено оценить по 10 бальной шкале свое местонахождение в данный период. По итогам этой практики каждый молодой руководитель понимал свои зоны роста.
Кроме того, ознакомьтесь с 7 пунктами, на которые стоит обратить внимание, если Вы хотите развиваться на руководящей должности:
- Повышение собственных компетенций – саморазвитие. В области психологии общения, в сфере управленческих навыков, углубление собственных знаний о производственном процессе.
- Дружелюбное, терпеливое, уважительное отношение к сотрудникам. Создавайте сами комфортную атмосферу. На работе человек находится 31-33% своего суточного времени, а это треть жизни. Хотелось бы, чтобы эта часть нашего бытия проходила в комфортной среде. По крупицам собирайте личные сведения о сотрудниках, чем увлекается, семья, радости, проблемы. Проявляйте участие к личности человека.
- По возможности, найдите себе наставника. Учитесь у более опытного руководителя всем тонкостям. Запоминайте и пробуйте применять у себя в работе.
- Прокачайте в себе навыки лидера. (В отдельной статье раскрыта эта тема)
- Не бойтесь обратной связи своей деятельности. Конечно, если в лоб спросить у сотрудника: «Что я делаю не так?». То чистосердечный ответ вряд ли получишь. Совет. Прибегните к помощи самых близких людей, рассказывайте ситуации, и как Вы поступили. Слушайте и анализируйте. Собирайте косвенную обратную связь.
- Сплачивайте коллектив. Создавайте и развивайте команду.
- Не бойтесь совершать промахи или недочеты. Вникайте в детали. Анализируйте. Бойтесь неоднократно повторять грубые ошибки.
Эх, мне бы подобную статью, когда меня назначили начальником! Где все описано, какие ошибки начинающего руководителя бывают, и как их избежать. Может, у Вас есть что-то добавить? Пишите в комментарии свой взгляд на эту тему.
С верой в Ваш успех, Светлана Васенович ©
P.S. Возможно, будет интересно ознакомиться с бесплатным алгоритмом по управлению своим бизнесом – Рестайлинг твоего бизнеса.
P.S.S. !!! Для любителей плагиата!!! Прежде чем копировать материалы с сайта Ген Успеха убедительно прошу прочитать информацию и хорошенько подумать!!! ©